Меню сайта

Категории каталога
Азы Православия [23]
статьи пользователей [23]
статьи пользователей
Таинства Церкви [9]
Таинства Церкви
Молодым сердцам [9]
Молодым сердцам
ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ [18]
ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ по учению преподобного Иоанна Лествичника
"ТРЕЗВЕНИЕ" [5]
Апологетика [4]
Апологетика
Как я пришел к Богу... [4]
Личные рассказы разных людей о их воцерковлениии

Мини-чат
200

Наш опрос
Используете ли вы пиратское ПО?
Всего ответов: 39
Яндекс цитирования

Главная » Статьи » Таинства Церкви

Что такое «Таинство»?

ТАИНСТВО (μυστήριον, sacramentum). Слово «Таинство» в Свящ. Писании первоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2). В особенности этим словом обозначается божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. 3:16), которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для самих ангелов (Рим. 14:24; Еф. 1:9; 3:3-9; Кол. 4:3; 1 Петр. 1:12). В еще более частном смысле слово «Т.» в Свящ. Писании означает такое отношение божественного домостроительства к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в видимом (1 Кор. 4:1). В приложении к церковным священнодействиям слово «Т.» обнимает и то, и другое, и третье понятие: по учению православной церкви «таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия».
    
     Отсюда необходимые признаки Т.: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Т. имеют божественное происхождение, т.е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из Т., напр, о причащении, крещении и покаянии, Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому, что эти Т. суть важнейшие и непостижимейшие. О других Т. нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на божественное происхождение их находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан). Внешние знаки в Т. имеют значение не сами по себе, а для человека, который по самому устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Т. существенно отличаются от обрядов (каковы освящение воды, погребение умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а не божественное происхождение. Во-вторых, Т. сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека. В каждом Т. сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному Т.; так, напр., в Т. крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в Т. миропомазания – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в Т. елеосвящения – благодать, исцеляющая недуги; в Т. покаяния – благодать, прощающая грехи, и проч. В противоположность православному учению, лютеране утверждают, что Т. суть только внешние знаки или символы нашего союза со Христом и нашего пребывания в церкви Христовой; цель их и существо состоят в напоминании нам дела спасения, совершенного Христом, и через то в возбуждении и укреплении в нас веры во Христа. Реформаты учат, что Т. суть символические знаки, сами по себе бессодержательные, свидетельствующие лишь о принадлежности верующего к христианской церкви. Социниане и арминиане видят в Т. одни внешние обряды, которыми отличаются христиане от иноверцев. Анабаптисты считают Т. аллегорическими знаками духовной жизни, сведенборгиане – символами взаимного соединения между Богом и человеком. Квакеры и наши духоборцы, отвергая совершенно видимую сторону Т., признают их только за внутренние, духовные действия небесного света.
    
     По православному учению, условиями для совершения и действенности Т. признаются присутствие обеих сторон Т.: объективной и субъективной. Первая сторона (объективная) состоит в правильном совершении Т. законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы Т., согласно божественному установлению; субъективная же сторона Т. заключается во внутреннем настроении и расположении христианина, принимающего Т. Первая сторона таинств составляет условие для действительности таинств; вторая служит условием для их благодатной действенности. Действительность Т., по православному учению, не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Т.; спасительное же действие Т. обусловливается известным нравственным состоянием человека, приемлющего Т.; оно требует от человека веры, сознания великого значения и важности Т. и, наконец, искреннего желания и полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований принятие Т. служит к осуждению человека (1 Кор. 11:26-30). Древние еретики – донатисты и средневековые – вальденсы, альбигойцы, последователи Виклифа, – учили, что для совершения и действенности Т. требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что Т., совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения. По учению лютеран, действительность каждого Т. зависит от веры лиц, его приемлющих. По учению католической церкви, от достоинства и качества лиц, совершающих Т., не только не зависит действительность Т., но не зависит и спасительное действие их. Эта теория Т. известна под особым латинским термином «opus operatum».
    
     В православной церкви признается семь Т.: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Кроме соответствия седмеричного числа Т. семи дарам Св. Духа (Ис. 11:2, 3), семи хлебам, чудесно насытившим несколько тысяч человек (Мф. 15:36-38), семи светильникам золотым, семи звездам, семи печатям, семи трубам (Откр. 1:12, 13, 16; 5:1; 8:1, 2) и т.п., семь Т., через которые сообщается благодать Св. Духа, соответствуют существеннейшим потребностям нашей духовной жизни. Седмиричное число Т. содержат не только православная, но и католическая церковь, а также несториане и монофизиты, существующие на Востоке с V и VI вв. Формула седмеричного числа Т. на Западе появляется ранее, чем на Востоке. В начале XII в. она встречается в т.н. завещании Отгона Бамбергского (ум. 1139) к жителям Померании, им обращенным в христианство, затем у Гуго Сен-Викторского (ум. ок. 1140) и Петра Ломбардского (ум. 1164). На Востоке свидетельства, сюда относящиеся, восходят к XIII в. Монах Иов (ум. 1270), у которого в первый раз появляется этого рода формула, шестым Т. считает посвящение в монашество, а седьмым – елеосвящение, вместе с покаянием; первые пять Т. у него те же, что и у западных. Второй древнейший памятник, в котором встречается формула седмеричного числа Т., – грамоты (1277) Иоанна Векка, императора Михаила Палеолога и сына его Андроника: в них встречается исчисление Т. без всякого отличия от нынешнего. Т. церкви разделяются: а) на неповторяемые, каковы: крещение, миропомазание и священство, и повторяемые, каковы прочие Т.; б) обязательные для всех верующих – крещение, миропомазание, причащение, покаяние и елеосвящение, и необязательные для всех, предоставленные собственному желанию и выбору верующих, – брак и священство.



Источник: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=5698
Категория: Таинства Церкви | Добавил: hram-znameniya (26.05.2008) | Автор: иван
Просмотров: 979 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Поиск
 Искомое.ru




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сайт православного храма в честь иконы Божьей Матери "Знамение" Курской-Коренной © 2008-2009

При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
наши спонсоры: