Меню сайта

Категории каталога
Азы Православия [23]
статьи пользователей [23]
статьи пользователей
Таинства Церкви [9]
Таинства Церкви
Молодым сердцам [9]
Молодым сердцам
ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ [18]
ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ по учению преподобного Иоанна Лествичника
"ТРЕЗВЕНИЕ" [5]
Апологетика [4]
Апологетика
Как я пришел к Богу... [4]
Личные рассказы разных людей о их воцерковлениии

Мини-чат
200

Наш опрос
Используете ли вы пиратское ПО?
Всего ответов: 39
Яндекс цитирования

Главная » Статьи » Азы Православия

Объяснение литургии в вопросах и ответах
ВВЕДЕНИЕ В ИЗЪЯСНЕНИЕ
ЛИТУРГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ
Вопрос. Что называется литургией?

Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения.

Вопрос. Почему литургия называется обедней?

Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед, в части храма, которая потому ныне и называется трапезною.

Вопрос. Что должно знать о месте, где совершается литургия?

Ответ. Литургия должна совершаться непременно в храме, где престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем.

Вопрос. Что такое антиминс?

Ответ. Антиминсом называется плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В каждый антиминс влагается частица святых мощей, потому что литургия в древности совершалась на гробах мучеников.

Вопрос. Почему храм называется церковью?

Ответ. Потому что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь.

Вопрос. Кем установлено Таинство Причащения?

Ответ. Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом.

Вопрос. Как и для чего установил Иисус Христос Таинство Причащения?

Ответ. Сие святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: сие творите в Мое воспоминание (Лк 22,19).

Вопрос. Кем литургия приведена в тот состав, в каком ныне совершается в Православной Церкви?

Ответ. Литургия в настоящий ее состав приведена святителем Василием Великим, а потом, для удобства повседневного совершения, некоторые молитвословия в ней сокращеннее были изложены святителем Иоанном Златоустом.

Вопрос. В какие дни совершается литургия святителя Василия Великого?

Ответ. Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в году: в память сего святителя 1/14 января; в пять воскресных дней Великого поста; в Великий четверток; в Великую субботу; в навечерия Рождества Христова и Богоявления или в самые дни сих праздников, когда навечерия их бывают в день субботний или воскресный [1].

Вопрос. Что изображается в литургии?

Ответ. В литургии под наружными обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа, как то: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо.

Вопрос. Как разделяется литургия?

Ответ. Литургия разделяется на три главные части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
 


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Поелику Великий пост четыредесятницы по преимуществу есть время сокрушения о грехах и раскаяния, то отцы Церкви постановили на Соборах в продолжение Великого поста не ежедневно совершать полную литургию, а только в субботы и воскресенья — в дни, посвященные радостному воспоминанию создания мира и воскресения Христова; ибо священнодействие полной литургии есть истинное торжество христианина, и исполняет сердце его небесною радостью, которая несовместима со скорбью души кающейся. Кроме же суббот, воскресных дней и праздника Благовещения, Церковь, строго соблюдая правила поста, совершает в течение четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам (кроме четверга пятой недели) часы, а по средам, пятницам и в четверг пятой недели, равно как в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы — литургию преждеосвященных Даров, доставляя духовное утешение верующим Таинством Тела и Крови Христовой.
Литургия преждеосвященных Даров так названа потому, что в ней Божественные Тайны уже освящены прежде — в предыдущее воскресенье.
 

Часть первая
О ПРОСКОМИДИИ
Вопрос. Что значит слово проскомидия?

Ответ. Слово проскомидия значит принесение.

Вопрос. Почему так называется первая часть литургии?

Ответ. Она так называется от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб стал называться просфорою, что значит приношение.

Вопрос. Что есть проскомидия как часть литургии?

Ответ. Проскомидия есть предварительное приготовление хлеба и вина к священнодействию Таинства.

Вопрос. Где и как совершается проскомидия?

Ответ. Проскомидия совершается на жертвеннике. Облачившись в священные одежды [2] и прочитав предварительные молитвы, священник вынимает из просфоры часть [3], потребную для совершения Таинства, называемую Агнцем, полагает ее в центр дискоса, режет крестообразно и прободает копием; потом вливает в потир потребную часть вина, соединенного с водою. Приготовляя таким образом вещество для Таинства, священник воспоминает некоторые пророчества и прообразования, а частию и самые происшествия, относящиеся к рождеству и крестной смерти Спасителя.

Вопрос. Какое действие совершает священник по приготовлении вещества для Таинства Причащения?

Ответ. По приготовлении вещества для Таинства Причащения, священник вынимает частицы также из других четырех просфор: из второй просфоры вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается по правую сторону Агнца; из третьей — девять частиц в честь и память: 1) Иоанна Предтечи, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) безсребреников, 8) праведных родителей Святой Девы Марии — Иоакима и Анны и всех святых, 9) святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого (смотря по тому, чья литургия совершается). Сии девять частиц полагаются по левую сторону Агнца, в три ряда, по подобию девяти чинов иерархии небесной [4]. Из четвертой просфоры вынимаются частицы: о духовных властях и вообще о живых православных христианах. Из пятой просфоры вынимается частица о памяти святейших патриархов, благочестивых царей и цариц и отделяется несколько частиц за усопших с надеждою воскресения и жизни вечной. Все вынутые из двух последних просфор частицы располагаются в двух рядах, на дискосе внизу Агнца. Таким образом, Агнец (изображающий Иисуса Христа), возлежа на дискосе среди всех изъятых частиц как Царь славы и таинственный Глава Церкви, на небе торжествующей и на земле воинствующей под знамением Его креста, является окружен воинством небесным и земным. При сих действиях проскомидии священник прославляет святых, молится за живых и умерших. После того, облагоухав фимиамом звездииу, он поставляет ее над Агнцем; потом, облагоухав три покрова, один из них возлагает на дискос, другой — на потир, а третий, большой, называемый воздухом, простирает поверх обоих; наконец, троекратно покадив предложенные Дары, то есть хлеб и вино, молит Господа благословить сии Дары и принять в пренебесный Свой жертвенник

Вопрос. Какой хлеб и какое вино употребляется для Таинства Причащения?

Ответ. По примеру Иисуса Христа и апостолов, употребляется для Таинства Причащения хлеб чистый, пшеничный, квасной; а вино — красное, как вместообразное Крови Иисуса Христа.

Вопрос. Почему хлеб, приготовленный для Таинства, называется Агнцем? .

Ответ. Потому что он представляет собой образ страждущего Христа, подобно как в Ветхом Завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого израильтяне по повелению Божию закалали и ели в память избавления своего от погибели в Египте.

Вопрос. Что изображается в проскомидии изъятием из первой просфоры части, называемой Агнцем, разрезыванием и прободением его копием и вливанием в потир вина, соединенного с водою?

Ответ. Этими действиями изображается не только рождение, но и страдание Иисуса Христа, ибо Сын Божий для того и воплотился, дабы пострадать и умереть за спасение мира.

Вопрос. Для чего вино для Таинства растворяется водою?

Ответ. В ознаменование того, что когда во время распятия Иисуса Христа на кресте один из воинов пронзил Ему копьем бок, то из язвы сей излилась кровь и вода.

Вопрос. Что знаменует жертвенник, на котором совершается проскомидия, и дискос, на который возлагается Агнец?

Ответ. Жертвенник знаменует Вифлеемский вертеп, где родился Иисус Христос, и гору Голгофу, на которой Он был распят, а дискос — ясли и гроб Его.

Вопрос. Что изображает звездица, поставляемая поверх Агнца?

Ответ. Звездица изображает ту чудесную звезду, которая некогда привела волхвов в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.

Вопрос. Что изображают покровы, которые возлагаются на Святые Дары?

Ответ. Два малых покрова знаменуют пелены, которыми повит был Божественный Младенец, а большой — плащаницу, которою обвито было тело умершего Спасителя.

Вопрос. Что означает троекратное каждение предложенных Даров?

Ответ. Это каждение служит воспоминанием тех даров: злата, Ливана и смирны, которые волхвами принесены были родившемуся Спасителю, и тех аромат и мира, которыми помазано было пречистое тело Его при погребении.

Вопрос. Чем оканчивается проскомидия?

Ответ. Проскомидия оканчивается отпустом, произносимым от священника, и каждением алтаря и всего храма.

Вопрос. Для чего совершается это каждение?

Ответ. Для обозначения таинственно разливающейся благодати Святого Духа. Каждение престола, жертвенника и икон совершается для выражения почтения и благоговения к ним; а каждение предстоящих для освящения их и в ознаменование молитв их.


Примечание. Так как проскомидия совершается тихо в алтаре, то в это время читаются так называемые часы — 3-й, 6-й, а иногда и 9-й, чтобы предстоящие в храме не оставались без благоговейного размышления и молитвенного руководства.

Часами называется собрание некоторых псалмов Богодухновенного царя Давида и назидательных молитв, написанных святыми отцами.

3-й, 6-й и 9-й часы последовательно воспоминают осуждение Господа на смерть, распятие Его и самую смерть, а сверх того, час 3-й приводит нам на память сошествие Святого Духа.
 


--------------------------------------------------------------------------------

[2] Священные одежды, в которые облачаются священник и диакон, суть следующие: 1) стихарь, который называется и подризником, 2) орарь, 3) поручи, 4) епитрахиль, 5) пояс, 6) фелонь, 7) набедренник, 8) палица.
Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя — священника. Сия одежда, всегда почти светлая, означает непорочность жизни и духовную радость и вместе изображает те блистательный ризы, в каких являлись Ангелы (Лк. 24,4; Деян. 1,10). Орарь есть длинный плат, возлагаемый на левое плечо диакона. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, орарь уподобляется Ангельским крыльям и потому означает готовность служителей Церкви исполнять волю Божию. Поручи, употребляемые диаконом и священником, служат для свободнейшего действования и знаменуют вообще силу Божию, укрепляющую их, а сверх того у священника изображают узы, которыми связаны были руки страждущего Христа, когда Он был веден к Пилату. Епитрахиль есть орарь, сложенный вдвое, и возлагается на священника в ознаменование излитой на него благодати и благого ига Христова. Пояс, которым опоясуется священник, означает готовность его служить Богу и напоминает тот лентион, которым Сам Иисус Христос препоясался при омытии ног возлюбленным ученикам Своим. Фелонь есть верхняя круглая риза священника. Она изображает ту червленую хламиду, в которую облекли Спасителя на дворе Пилата. Набедренник и палица бывают украшением высших или старших иереев и имеют знаменование духовного меча, т. е. глагола Божия, которым пастырь Церкви должен, с особенною ревностию и силою, вооружаться против неверных и нечестивых, против врагов видимых и невидимых. 

[3] Православная Церковь уготовляет и приносит для литургии хлеб в пяти просфорах; но только одна из них предлагается и приготовляется для Таинства. Сим, по изъяснению апостола Павла, означается то что един хлеб, едино тело есмы мнози; еси бо от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 10,17). 

[4] Девять чинов иерархии небесной, по учению святого Дионисия Ареопагита, суть следующие: Престолы, Херувимы, Серафимы, Власти, Господства, Силы, Ангелы, Архангелы и Начала. 
 


Категория: Азы Православия | Добавил: hram-znameniya (07.08.2008)
Просмотров: 985 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Поиск
 Искомое.ru




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сайт православного храма в честь иконы Божьей Матери "Знамение" Курской-Коренной © 2008-2009

При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!
наши спонсоры: